Ограничение операций по счёту: 6 причин по 115-ФЗ

16 апреля 2020

110

Каждое финучреждении при открытии расчетного счета предлагает воспользоваться специальными предложениями партнеров. За счет этого вы можете покрыть месяц или даже несколько месяцев расходов на рекламу своего бизнеса на рекламу в социальных сетях или поисковых системах. РКОФФ расскажет, как привлечь клиентов, как получить деньги на рекламу от банков и в несколько раз увеличить рекламный бюджет за счет бонусов. Также вы узнаете, как правильно ими воспользоваться.

Ограничение операций по счету банк осуществляет согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, которые обязывает отслеживать операции сомнительного характера. Обнаружив такие операции, банковская компания имеет право ограничить предоставление услуг дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

РКОФФ составил самых распространённых причин, по которым банк может приостановить ДБО и запросить документы, сопутствующие конкретной операции. Также вы получите простые советы, как действовать, чтобы ограничение операций вас не коснулось.

Главные причины ограничения операция по счету

1. Со счёта часто снимаются наличные средства «на прочие цели»

Расчёты в рамках хозяйственной и бизнес-деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны осуществляться преимущественно безналичным путем. Но конечно, у любой фирмы бывают незапланированные наличные расходы.

Например, сотрудник сам заплатил за срочный ремонт кондиционера в офисе и отдал бухгалтеру чек. Компания должна вернуть сотруднику деньги, и бухгалтер снимает с расчётного счёта нужную сумму наличными «на прочие цели». Если снимаемые наличные со счета суммы выходят, с точки зрения банка, за рамки разумного, банк может запросить подтверждающие документы.

Банк вправе запросить документы, которые подтвердят ту или иную покупку

Совет — используйте безналичные расчёты. Например, в описанной выше ситуации лучше вернуть сотруднику сумму, потраченную на ремонт, при помощи безналичного перевода с указанием назначения платежа, сохранив при этом в учёте первичные документы – чек, представленный сотрудником, отчёт сотрудника и т.д.

2. Сотрудники снимают наличные с бизнес-карт

Бизнес-картами можно платить в любом магазине, где принимают карты. За это не берётся комиссия, в отличие от снятия наличных. Покупать товар для компании за деньги, снятые с карты в банкомате, попросту невыгодно, и, как правило, этого не делают без веских причин.

Совет — дайте сотрудникам установку не снимать наличные с бизнес-карт. В Сбербанк Бизнес Онлайн вы всегда будете видеть расходы компании (контрагента по операции), а у банка не будет к вам лишних вопросов.

3. По счёту проводятся транзитные операции, «не имеющие экономического обоснования»

Бывают ситуации, когда к руководителям компаний, успешно работающих на рынке, обращаются партнеры, друзья или знакомые с просьбой провести через счета компании отдельные операции. Возможно, они даже обещают за это денежное вознаграждение.

Подобные операции, не свойственные бизнесу и не ведущие к реальным поставкам товаров и предоставлению услуг, свойственны фирмам-однодневкам. Банки, заметив, что среди реальных операций клиента присутствуют транзитные потоки, обязательно запросят документы, «объясняющие экономический смысл операций», так как их целью, скорее всего, является отмывание доходов.

Совет — не соглашайтесь участвовать в сомнительных схемах ни по дружбе, ни за деньги. Это приводит к проблемам с законом и портит деловую репутацию.

4. У компании нет платежей в бюджет

Частое явление — наличие у юридического лица или предпринимателя нескольких расчётных счетов в разных банках, при котором платежи в бюджет и внебюджетные фонды осуществляются целиком или преимущественно только в одном из них. А иногда налоги оплачиваются наличными от имени физических лиц. В таких условиях обслуживающий банк не знает, что налоги оплачены. Это вызывает подозрения в том, что реальная деятельность не ведётся.

Совет — перечисляйте налоги с расчётного счёта, не используя механизм оплаты наличными. С пониманием отнеситесь к запросам банка о предоставлении документов, подтверждающих уплату налогов, если оплата производится со счета в ином банке. Следите за тем, чтобы объем отчислений в бюджет соответствовал отрасли организации.

5. Назначения платежей в документах компании некорректные или неполные

В каждом платёжном документе следует в полном объёме указывать основание платежа: номера и даты договоров, соглашений, счетов на оплату с указанием видов оплачиваемых товаров, работ или услуг. Например, назначение платежа не может считаться полным, если выглядит так: «за консультации по бизнесу». Правильным будет указать: «Оплата по счёту № 345-0903 от 03.09.2018 за разработку дизайна сайта компании по Приложению № 345 от 01.08.2018 к Договору № 24/11-14 от 15.11.2014 года. Сумма 345 00-00 без НДС».

Чтобы избежать ограничений, развернуто описывайте назначения платежей

Совет — как можно подробнее заполняйте поле назначения платежа.

6. Фирма платит за товары и услуги, не связанные с её видами деятельности согласно ОКВЭД

Сомнительной банку покажется работа не по кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, и нетипичные для соответствующего вида деятельности расходы. Если зооферма регулярно тратит миллионы на услуги психолога, то, как бы подробно и красиво ни заполнялись платёжные поручения, подозрений не избежать.

Совет — следите, чтобы все платежи соответствовали вашей хозяйственной деятельности. Если вы сменили вид деятельности, не забудьте внести изменения в реестр, указав правильные коды ОКВЭД, и сообщите об этом банку.

Что делать, если операции оказались ограничены

В первую очередь, зайдите в Сбербанк Бизнес Онлайн и проверьте — пришло ли письмо из банка с запросом подтверждающих документов. Возможно, вы не увидели запрос, и кредитное учреждение, не дождавшись ответа в установленный срок, ограничило дистанционное обслуживание.

Если вы получили запрос на пояснение проводимых операций, отнеситесь к этому серьёзно. Не игнорируйте требование банка, предоставьте документы в полном объёме и в сроки, указанные в запросе. Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, позвоните в рабочие дни по номеру, указанному в запросе, чтобы получить подробную информацию по сбору пакета документов.

Если запрос из банка не поступал, свяжитесь со своим менеджером в банке или позвоните по телефону горячей линии (обычно он указан на официальном сайте), чтобы уточнить причины ограничения ДБО. Банковская компания предоставит письменное разъяснение.

При ограничении операций по счёту можно проводить платежи в офисе банка — при наличии документов, поясняющих основание платежа. Дистанционная оплата доступна только для налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Совет — храните первичные документы, служащие основанием для проведения операций (договоры, дополнительные соглашения к ним, спецификации, товарные и транспортные накладные и т.д.). Они пригодятся не только, когда документы запросит обслуживающий банк, но и в случае досудебных или судебных разбирательств с контрагентами в случае нарушения ими обязательств.

Что делать, если пришёл запрос от банка

Запрос о предоставлении информации и документов банк отправляет по активным каналам — через интернет-банк, на электронный адрес (при наличии). Одновременно с запросом направляется SMS-уведомление.

Документы нужно подготовить и подать в банк в течение 7 рабочих дней

Ваши действия:

  1. Подготовьте документы. Срок ответа на запрос банка — 7 рабочих дней. Пакет запрошенных документов может быть очень объемным, поэтому не стоит откладывать подготовку ответа в банк на последний день: рискуете не уложиться в сроки или собрать неполный комплект документов.
  2. Подробно опишите вашу деятельность по полученному запросу. Например, обязательно укажите, что не платите НДФЛ потому, что применяете спецрежим, а оборот вырос из-за фактора сезонности. Прикрепите подтверждающие документы.
  3. Отправьте скан-копии документов в банк. Способ передачи документов обычно указан в запросе: вложениями по электронной почте, через интернет-банк и прочее.
  4. Отвечайте на звонки из банка. При анализе операций могут потребоваться дополнительные разъяснения или документы. Своевременный ответ — залог доверительного диалога между владельцем счёта и банком.

Если не получается предоставить документы в срок

Если уложиться в установленные временные рамки не получается, заранее сообщите в банк о причинах задержки и сроках, когда документы будут готовы. Если причину задержки сочтут объективной, сроки предоставления могут продлить.

Например, пока не готова справка из налоговой, приложите копию обращения в инспекцию. Если какие-то документы отсутствуют, укажите причину их отсутствия в пояснениях.

Сколько ждать ответа от банка

Срок рассмотрения документов занимает до 6 рабочих дней. Дождитесь результатов проверки — банк обязательно уведомит об итогах рассмотрения документов.

Ограничение операций по личному счету предпринимателя

Ограничив операции по счёту ИП или ООО, банк может сделать то же самое с личным счётом руководителя компании. Такое действительно случается. Кредитная организация ограничивает операции по личным счетам из тех же соображений, что и по расчётному. Если деятельность компании не прозрачна, её директор или учредитель могут быть участниками махинаций: например, через их карты деньги компании выводят под видом займов.

В связи с этим банк может приостановить денежные потоки, в том числе и по счетам руководителей организации, чтобы пресечь мошенничество. Если такое происходит, до или в момент «блокировки» как юридическим, так и физическим лицам направляют требование подтвердить экономический смысл операций.

Чтобы личный счёт не «заблокировали», следуйте простым рекомендациям:

  • не используйте личные счета и карты для операций, связанных с предпринимательской деятельностью;
  • не соглашайтесь на просьбы использовать вашу личную карту для перевода, снятия и внесения крупных сумм;
  • соблюдайте законодательство и проверяйте контрагентов.

Используйте только расчетный счет для всех операций, которые связаны с бизнесом

Согласно закону 115-ФЗ банки обязаны отслеживать операции по счёту и обращаться к предпринимателю за разъяснениями, если возникают вопросы. Такое случается, если конкретные операции соответствуют критериям сомнительных (о них мы говорили выше).

Обнаружив операции сомнительного характера, банк обязан проверить, не используется ли счёт для вывода средств за рубеж, ухода от налогов, финансирования серого импорта или терроризма и других противозаконных целей. И для этого направляет предпринимателю запрос о необходимости предоставить документы, подтверждающие экономический смысл и характер проводимых операций.

Чтобы ограничение операций не стало неожиданностью, рекомендуем открыть расчетный счет в банке, которые уведомляет о возможной блокировке. К таким относятся, Модульбанк, Альфа-Банк, Точка Банк, ДелоБанк, Тинькофф.

5/5 - (2 голоса)

Содержание

  • 1

    Главные причины ограничения операция по счету

  • 2

    1. Со счёта часто снимаются наличные средства «на прочие цели»

  • 3

    2. Сотрудники снимают наличные с бизнес-карт

  • 4

    3. По счёту проводятся транзитные операции, «не имеющие экономического обоснования»

  • 5

    4. У компании нет платежей в бюджет

  • 6

    5. Назначения платежей в документах компании некорректные или неполные

  • 7

    6. Фирма платит за товары и услуги, не связанные с её видами деятельности согласно ОКВЭД

  • 8

    Что делать, если операции оказались ограничены

  • 9

    Что делать, если пришёл запрос от банка

  • 10

    Если не получается предоставить документы в срок

  • 11

    Сколько ждать ответа от банка

  • 12

    Ограничение операций по личному счету предпринимателя

Похожие статьи

Отзывы клиентов (0)

Ещё нет комментариев

Добавить отзыв

Сообщение успешно отправлено