Блокировка счета по 115-ФЗ: причины, как разблокировать, профилактика

16 августа 2019

4301

Каждое финучреждении при открытии расчетного счета предлагает воспользоваться специальными предложениями партнеров. За счет этого вы можете покрыть месяц или даже несколько месяцев расходов на рекламу своего бизнеса на рекламу в социальных сетях или поисковых системах. РКОФФ расскажет, как привлечь клиентов, как получить деньги на рекламу от банков и в несколько раз увеличить рекламный бюджет за счет бонусов. Также вы узнаете, как правильно ими воспользоваться.

Предприниматели и организации, имеющие расчетные счета в банках, иногда попадают под блокировку по 115-ФЗ. Зачастую это определение трактуется ими неправильно. Чаще вместо блокировки банк применяет к ИП или юрлицам другие формы ограничений: отказывает в проведении конкретной операции, ограничивает возможность совершать платежи через систему ДБО. Сервис Ркофф разобрался, по каким причинам возможна блокировка счета по 115-ФЗ, как ее разблокировать и что нужно, чтобы всех этих неприятностей избежать.

115-ФЗ – кого она касается?

Согласно ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года, данный нормативно-правовой акт регулирует отношения:

  • россиян;
  • иностранцев;
  • лиц без гражданства;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • организаций.

Непосредственно блокировка счета касается лиц, имеющих в банке счет. Особо пристально финансовые учреждения относятся к малому бизнесу.

Когда блокируют счет по 115-ФЗ?

В обязанности банков входит отслеживание счетов клиентов на предмет выявления «подозрительных» операций. Запрашивать документы и сомневаться в легальности проводимых переводов – не прихоть банка. Ст. 7.2 № 115-ФЗ вменяет это в обязанность кредитных организаций.

Ст. 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ

Ст. 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ

Некоторые предприниматели считают, что блокировка счета – это превышение полномочий и практика лишь некоторых банков. Но подобная мера может быть применена к счету, открытому в любом банке.

Причины блокировки счета в банке

По статистике, банки блокируют счета по причине подозрений в отмывании денег (ст. 115-ФЗ РФ), всего в 1 случае из 10. В остальных ситуациях почти всегда блокировка происходит по вине самой организации (неуплата налогов в ФНС, несвоевременная сдача налоговых деклараций).

Полная блокировка

В п. 2.4 и 2.5 ст. 6 № 115-ФЗ прописано, что причиной обязательной и полной блокировки счетов является проведение операций с организациями или физлицами, в отношении которых установлена причастность к терроризму или экстремисткой деятельности, а также при наличии таких подозрений (обоснованных).

Получается, что блокировка счета может распространяться и на добросовестные организации. К примеру, они произвели платеж (покупка, продажа, иные услуги), не зная о причастности контрагента к террористам. При выявлении этого перевода банк счет «заморозит».

Снятие денег с «экстремистского» счета практически невозможно. Есть лишь небольшой перечень допустимых операций. Сюда, например, входят переводы, связанные с исполнением ранее появившихся обязательств, выплатой заработной платы своим сотрудникам, уплатой налогов, штрафов.

Другие формы ограничений

Ситуации, когда организации полностью заблокировали счет по 115-ФЗ, встречаются не так часто. Большинство «негодующих» просто не знает, что в их отношении применяются другие формы ограничений.

Так, у банков вызывают вопросы так называемые «подозрительные» операции. Выявляются они на основании рекомендаций Центробанка. К числу таковых относятся операции, которые:

  • имеют необычный характер сделок;
  • не несут никакого экономического смысла;
  • целью имеют финансирование «серого» импорта;
  • имеют коррупционные цели;
  • проводятся с целью обналичивания и ухода от уплаты налогов.

При наличии этих признаков банк относит проводимую операцию к числу «подозрительных». В его обязанности также входит выяснение обстоятельств. Полная блокировка в этом случае сразу не применяется, однако банк имеет право применить к организации/ИП следующих комплекс мер:

  • приостановить использование интернет-банка и мобильного банка;
  • заблокировать дебетовую карту (в случае ИП или организации – корпоративную) ;
  • отказать в проведении операций, вызывающих сомнения.

Да, в этом случае перечень доступных действий у представителей малого бизнеса сокращается, однако нельзя говорить, что им заблокировали счет по 115-ФЗ. Даже в этом случае можно:

  • перевести налоги в ФНС;
  • вернуть деньги, полученные ошибочно;
  • перечислить все деньги на расчетный счет другого банка, а в текущем – закрыть.

Можно поступить и иначе – доказать банку свою «невиновность». По закону, кредитная организация при выявлении подозрительных сведений может запрашивать различные документы для исключения своих подозрений. В 115-ФЗ и иных подзаконных актах не приводится перечень бумаг, которые могут потребовать. Более того, каждый банк определяет их список самостоятельно и прописывает в политике организации. Нередко он остается открытым, т. е. может дополняться.

Кроме запроса документов банк также может пригласить собственника бизнеса на устную беседу в обслуживающий филиал, отправить по месту ведения деятельности своего сотрудника и даже изменить степень риска клиента.

Банк также самостоятельно устанавливает сроки предоставления документов. Обычно они составляют 3–7 дней. При увеличении этого периода Центробанк может заподозрить кредитную в оказании помощи «нелегальному» бизнесу и подготовке ими подложных документов.

В каких банках меньше всего блокируют счета по 115-ФЗ?

От блокировки счета по 115-ФЗ не застрахован ни один предприниматель. Поэтому «заморозить» его могут в абсолютно любом банке. Меньше ошибок и необоснованных блокировок счета по 115-ФЗ встречаются в Сбербанке, Альфа-Банке, Тинькофф, Точке, Модульбанке. Это крупные кредитные организации, заинтересованные в привлечении клиентов и имеющие свои механизмы отслеживания операций. Но и здесь случаются блокировки.

Как разблокировать счет по 115-ФЗ?

В 2018 году в арбитражный суд с жалобами обратилось более 600 граждан, ИП и организаций, причинами которых стали споры о блокировке счетов по 115-ФЗ и отказах в их открытии. И это только те, кто решил отстаивать свои права. Получается, «пострадавших» в разы больше.

Чтобы оперативно и правильно пройти процедуру разблокировки, можно использовать определенный алгоритм, состоящий из последовательных шагов.

Шаг 1 – узнаем о блокировке

Обычно банк самостоятельно уведомляет клиентов о блокировке их счета или приостановлении операций. Регламент такого уведомления в законодательстве четко не прописан. Обычно он устанавливается банком самостоятельно. Оповещение может происходить в таких форматах:

  1. по смс;
  2. по телефону;
  3. при личной встрече.

Если этого не произошло – вполне вероятно, что речь именно о блокировке счета не идет. Возможно, просто в вашем отношении начали действовать какие-то ограничения. В любом случае, при наличии уведомления или без него, как можно быстрее обращайтесь в банк лично и требуйте выдачи официальной бумаги, в котором прописана причина блокировки.

Если причину блокировки банк говорить отказывается – это нарушение. Получите письменный отказ и обратитесь с жалобой в Центробанк. Они должны разобраться в 20-дневный срок.

Шаг 2 – собираем документы для разъяснений и передаем их в банк

Почти всегда блокировка счета по 115-ФЗ связана именно с подозрительными операциями. Если банк указывает эту причину, то в уведомлении он обязательно прописывает перечень документов, которые нужно предоставить. Список их определяется индивидуально. Например, он может выглядеть так:

Примерный перечень документов, запрашиваемых банком при выявлении "подозрительных" операций

Примерный перечень документов, запрашиваемых банком при выявлении «подозрительных» операций

Документы могут касаться не только владельца заблокированного счета, но и контрагента по операции, вызвавшей сомнения. Более того, у банка есть право запрашивать личные данные сотрудников предприятия, налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, если это необходимо для установления характера операции.

Собрав все бумаги, их нужно отправить в банк. Важно это сделать в указанные сроки. Иногда банки идут навстречу и разрешают «донести» бумаги, которые сразу передать не удалось.

Шаг 3 – ждем решения

На рассмотрение документов банку дается 10 рабочих дней, после чего он должен вынести вердикт. Вариантов тут всего 2: банк либо отменит свое решение, либо в разблокировании счета по 115-ФЗ откажет. В последнем случае останется только обращаться в арбитражный суд.

Альтернативные варианты разблокирования счета по 115-ФЗ

Уладить вопрос с заблокированным счетом можно и другими путями. Правда, пользоваться ими лучше в крайних случаях. Речь идет о следующих вариантах:

  1. Вы закрываете счет в текущем банке и открываете в другом. Это наиболее легкий способ с точки зрения финансовой волокиты. Достаточно открыть счет в другом банке, перевести туда все деньги, а текущий счет закрыть. На деле это не всегда возможно. Если банк заподозрил вас в отмывании денег, он передает эту информацию в Росфинмониторинг. Эти сведения становятся известны и другим банкам. Поэтому в открытии счета они могут попросту отказать, чтобы не иметь с вами трудностей.
  2. По исполнительному листу. Этот вариант требует времени и судебных разбирательств. Необходимо также наличие дружественного кредитора, который и поможет вернуть деньги.

Чтобы не попасть в «черный» список банка, лучше все же подтвердить законность операций документально и решить вопрос мирно. Это позволит продолжить пользоваться счетом в банке и не запятнать свою репутацию.

Что делать, чтобы счет по 115-ФЗ не заблокировали?

Центробанк сформировал и опубликовал методические рекомендации для предпринимателей, в которых разъясняются понятия, формы и виды блокировки, даются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Есть здесь и общие рекомендации, которые позволяют избежать блокировки счета по 115-ФЗ Сбербанком, Альфа-Банком, Тинькофф банком или любым другим банком. Центробанк советует:

  • своевременно информировать банк и ФНС о любых изменениях в бизнесе (смена ОКВЭД, учредителей, директора, организационно-правовой формы);
  • тщательно проверять правильность сведений в ЕГРЮЛ о месте регистрации;
  • подробно заполнять платежные поручения (чтобы из текста было понятно, за что вы платите) и просить об этом своих контрагентов, отправляющих вам деньги;
  • не игнорировать требования банка о предоставлении документов;
  • не дробить свой бизнес на много мелких организаций (для банков дробление часто является сигналом, что предприниматель хочет искусственно занизить налоговую базу или совершает какие-либо налоговые преступления).

Наиболее часто проблема кроется как раз в неправильном заполнении платежных поручений. Подробные сведения избавят банк от лишних вопросов. Вот пример правильно заполненного назначения платежа:

Платежное поручение с правильным указанием назначения платежа

Так выглядит платежное поручение с правильным указанием назначения платежа

А вот еще несколько советов, которые помогут избежать блокировки счета по 115-ФЗ:

Ответы на другие вопросы о блокировке и разъяснения Центробанка вы сможете найти в методических рекомендациях:

5/5 - (1 голос)

Содержание

  • 1

    115-ФЗ – кого она касается?

  • 2

    Когда блокируют счет по 115-ФЗ?

  • 3

    Полная блокировка

  • 4

    Другие формы ограничений

  • 5

    В каких банках меньше всего блокируют счета по 115-ФЗ?

  • 6

    Как разблокировать счет по 115-ФЗ?

  • 7

    Шаг 1 – узнаем о блокировке

  • 8

    Шаг 2 – собираем документы для разъяснений и передаем их в банк

  • 9

    Шаг 3 – ждем решения

  • 10

    Альтернативные варианты разблокирования счета по 115-ФЗ

  • 11

    Что делать, чтобы счет по 115-ФЗ не заблокировали?

Похожие статьи

Отзывы клиентов (0)

Ещё нет комментариев

Добавить отзыв

Сообщение успешно отправлено