Ликвидация ИП в 2020 году

Ликвидация ИП в 2020 году: как правильно это сделать

Малый и средний бизнес тонет — работать в условиях режима самоизоляции абсолютно невозможно. Число предпринимателей, находящихся на грани банкротства, выросло до 70%. Издержки растут, а прибыли для их покрытия практически нет. Коммерсанты стоят перед выбором — продолжать борьбу или закрыть свой бизнес. Если вы склоняетесь ко второму, то РКОФФ расскажет все о ликвидации ИП в 2020 году.

Ниже мы разберем не только сам процесс, но и какие налоговые платежи придется платить, если не ликвидируете ИП, и самое главное — можно ли будет после ликвидации открыть его вновь.

Ликвидация ИП в 2020 году: нюансы

Пандемия коронавируса безжалостна к хрупкой российской экономике. Поставки срываются одна за одной, контрагенты тянут с оплатой, уже сильно пострадал туризм, общепит, развлекательный бизнес. Карантин и чрезвычайная ситуация в стране де-юре не объявлены, а Правительство не спешит взять на себя заботы предпринимателей и физических лиц. Да, мер предложено много, однако с их реализацией возникают проблемы.

Чем дольше простаивает бизнес, тем меньше шансов возобновить работу после прекращения режима самоизоляции. А платить налоги за действующий ИП всего равно придется. Стоит ли барахтаться или все же ликвидировать бизнес, чтобы хотя бы не переплачивать налоги — решать вам. Мы только подскажем, что нужно сделать для правильно запуска процедуры.

Что нужно учесть при ликвидации ИП

Прежде чем начать процедуру ликвидации ИП в 2020 году обратите внимание, что с 1 января 2019 года действуют новые правила. Одно из них заключается в отсутствии госпошлины при закрытии бизнеса через сайт ФНС. Однако для этого потребуется квалифицированная электронная подпись, стоимость которой составляет от 3000 рублей в год. Если она у вас уже есть, то не нужно идти в налоговую лично — подайте заявление о закрытии и отправьте документы онлайн. При классическом варианте госпошлина составит 160 рублей.

Также стоит учесть, что несмотря на введенный режим всеобщей самоизоляции сегодня практически все госорганы, в том числе и налоговая, хоть и закрыты для личного приема документов, но продолжают принимать их в электронном виде.

Если вы приняли решение о ликвидации ИП из-за коронавируса, это можно будет сделать не выходя из дома путем дистанционный подачи документов. Вся процедура осуществляется через личный кабинет налогоплательщика.

Второй вариант — воспользоваться услугами юридических компаний, которые работают и подают документы на ликвидацию дистанционно. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, ИНН и СНИЛС.

В любом случае налоговая рассматривает документы в течение 7 дней и после этого присылает уведомление о закрытии ИП.

Ликвидация ИП с долгом

Ликвидация организации возможна в любой момент, как только вы решите это сделать. Имейте в виду, что закрыть ИП можно и с задолженностью. Даже если вы, как индивидуальный предприниматель не уплатили требуемую сумму в пенсионный фонд, налоговую службу и так далее, — это не является препятствием для официального прекращения вашей деятельности.

Следует понимать, что процедура закрытия, как таковая, не избавляет вас от ранее взятых на себя обязательств. После того, как будет получен соответствующий лист записи, всю задолженность, которая у вас имеется, необходимо погасить. Если ИП не делает это в добровольном порядке, судебные приставы возбуждают исполнительное производство. В этом случае погасить долг вас как физлицо вынудят по решению суда.

Сколько хранить бухгалтерские документы после ликвидации ИП

На протяжении четырех лет после закрытия ИП необходимо иметь в наличии всю налоговую и бухгалтерскую документацию. Если по истечении некоторого времени у контролирующих органов возникнут вопросы, связанные с имеющейся задолженностью, неуплаченными сборами, отчетностью, необходимо будет предоставить определенный пакет документов. При их отсутствии ситуация обернется не в вашу пользу. Более того, вам придется заплатить определенную сумму в качестве штрафа.

На протяжении четырех лет после закрытия ИП необходимо иметь в наличии всю налоговую и бухгалтерскую документацию

Что нужно сделать перед ликвидацией ИП

Перед официальной процедурой ликвидации необходимо совершить ряд действий. Если у ИП есть наемные работники, в первую очередь, нужно позаботиться об их увольнении и заплатить все взносы. Также необходимо снять себя с учета, как работодателя в ПФР и ФСС. Все это можно оформить дистанционно через портал Госуслуги.

Второе, что нужно сделать, — закрыть расчетный счет в банке. Для этого достаточно направить онлайн-обращение в банк в личном кабинете клиента. Если на счете остались денежные средства, то финансовое учреждение обязано их вернуть — выдать наличными либо перевести на личный расчетный счет. Детали операции уточняйте у каждого банка отдельно.

Если в своей работе вы использовали онлайн-кассу, то ее нужно снять с учета в налоговой. Однако 3 июля 2018 года в закон № 54-ФЗ добавлен новый пункт. Согласно ему, при внесении в единый госреестр данных о завершении деятельности индивидуальных предпринимателей налоговая в одностороннем порядке снимает контрольно-кассовую технику с регистрации.

Позаботьтесь об увольнении сотрудников и закройте расчетный счет

Пошаговая инструкция ликвидации ИП в 2020 году

Разберем пошаговые действия предпринимателя при обращении в налоговую. Вам необходимо сделать следующее:

  1. Подать заявление о закрытии ИП. Заявление по форме Р26001 является основным документом, необходимым для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (скачать бланк). Подробную инструкцию по заполнению, а также образцы заявления, актуальные в 2020 году, вы можете посмотреть на этой странице. Квитанция на оплату госпошлины В 2020 году госпошлина для закрытия ИП составляет 160 рублей. Сформировать квитанцию, а также оплатить ее через Интернет можно при помощи этого сервиса на официальном сайте ФНС (раздел Государственная пошлина за регистрацию ИП). Там же вы сможете распечатать квитанцию в бумажном виде и оплатить ее в любом удобном отделении Сбербанка. Более подробно про оплату госпошлины.
  2. Проверить собранные документы. Итоговый комплект документов должен включать в себя: Заявление на закрытие ИП (форма Р26001) – 1 экземпляр. Оригинал квитанции госпошлины с отметкой об оплате.
  3. Подать документы в налоговую инспекцию. Собранные документы необходимо подать в налоговый орган, который его регистрировал (например, в Москве это ИФНС №46), а не в тот, где он находился на учете (это не касается уплаты налогов и сдачи отчетности). Адрес и контактные данные вашей налоговой инспекции, вы можете узнать при помощи этого сервиса. При самостоятельной сдаче документов в ИФНС индивидуальному предпринимателю не нужно заверять подпись на заявлении. Однако при сдаче документов через доверенного представителя или отправке документов по почте (обязательно с объявленной ценностью и описью вложения) нотариальное заверение необходимо.
  4. Получить документ о закрытии ИП. После приема документов налоговая служба обязана выдать (отправить) расписку об их получении и в течение 5 дней закрыть ИП, отправив вам на электронную почту соответствующее уведомление (форма № 2-4-Учет) и Лист записи ЕГРИП.

Для ликвидации ИП напишите заявление по форме Р26001 и подайте документы в налоговую инспекцию

После закрытия ИП Обратите внимание на то, что:

  • физическое лицо не освобождается от уплаты налогов, штрафов, страховых взносов и других долгов, полученных во время его деятельности в качестве ИП;
  • если какие-либо описанные выше действия для подготовки к закрытию ИП не были совершены, то уже после закрытия их необходимо выполнить как можно быстрее;
  • при наличии печати ИП ее уничтожение не обязательно;
  • при необходимости предприятие можно открыть снова сразу после закрытия (например, для быстрого перехода на другую систему налогообложения).

Что делать после ликвидации ИП

После того как вы получите документы, подтверждающие ликвидации ИП вам потребуется до 25 числа месяца, в котором вы закрыли бизнес, подготовить декларацию по выбранной системе налогообложения и через личный кабинет налогоплательщика сдать ее в налоговую (здесь также потребуется электронная подпись).

В течение 15 календарных дней после снятия с учета необходимо оплатить взносы в ПФР И ФФОМС, которые были рассчитаны вплоть до даты ликвидации. Начисленные налоги можно будет оплатить дистанционно через личный кабинет налогоплательщика в срок сдачи отчетов.

Можно ли будет открыть ИП после ликвидации

Сегодня многие ИП не решаются на закрытие, поскольку надеются дождаться лучших времен. Однако важно помнить, что в настоящий момент ежегодные отчисления в ПФР не отменены, а это значит что 40 874 рубля нужно будет оплатить, несмотря на нулевые обороты, до 31 декабря текущего года. Согласитесь, для предпринимателей в сфере микробизнеса это большая сумма. А если учесть отсутствие финансовой подушки, когда не все смогли сделать накопления с учетом специфики российской экономики, то и вовсе неподъемная.

Поэтому тщательно взвесьте все «за» и «против», решите, что лучше в вашем случае и действуйте. Возможно, вам удастся перевести бизнес на удаленку и таким образом сохранить ИП. Подробнее об организации онлайн-бизнеса читайте в этом материале. Если удаленка не сможет решить вашу проблему, а сил удерживаться на плаву уже нет, — временно закройте предприятие.

В дальнейшем открыть ИП после ликвидации вы сможете в любое время. Сегодня эта процедура не требует много времени и беготни по инстанциям. Более того открыть бизнес и расчетный счет для него можно за одно обращение в банк. При этом даже лично идти в него не придется. Достаточно подать онлайн-заявку на сайте банка, чтобы специалисты взяли на себя все хлопоты по регистрации ИП. В числе банков, которые готовы зарегистрировать бизнес «под ключ», Тинькофф, Сбербанк, Точка Банк, Альфа-банк, Модульбанк.

Принудительная ликвидация ИП с 2020 года

Очень часто налоговики сталкиваются с ситуацией, когда какой-нибудь предприниматель получает статус ИП, а дальше ничего не происходит. То есть он не ведет деятельность, не получает прибыль и не платит налоги, взносы, не ведет отчетность и прочее.

Начиная с 1 сентября 2020 года, ФНС сможет в одностороннем порядке снимать ИП с учета. До 1 сентября предприниматель мог лишь самостоятельно закрыть бизнес и никто другой такой возможности не имел даже в том случае, если он не вел деятельности и не платил налоги.

Все изменилось с вступлением в силу Федерального закона №377 от 12.11.2019 года, который наделил налоговиков полномочиями в одностороннем порядке снимать с учета ИП за ряд нарушений.

Из ЕГРИП будут исключены предприниматели, которые не ведут никакой бизнес-деятельности на протяжении 15 месяцев. Это будет определено по следующим признакам: отсутствию отчетности и сведений о расчетах с покупателями или контрагентами. А также если после покупки патента прошло 15 месяцев, и за этим не последовали никаких действий со стороны предпринимателя. Как правило, у таких ИП есть недоимки по налогам и страховым выплатам. Если оба эти обстоятельства совпадают, то налоговики имеют право запустить процесс исключения предпринимателя из ЕГРИП.

Начиная с 1 сентября 2020 года, ФНС сможет в одностороннем порядке снимать ИП с учета

Требуется ли согласие ИП на ликвидацию

Согласия на это никто спрашивать не будет, однако коммерсант будет извещен об этом заранее.

Во-первых, решение налоговой о ликвидации ИП должна быть официально опубликовано в течение 3 дней с момента его вынесения. Обратите внимание, что публикация должна быть в «Вестнике о государственной регистрации» вместе с решением о ликвидации того или иного предпринимателя. Также должен быть опубликован порядок и сроки предоставления заявлений и возражений.

Во-вторых, соответствующее заявление должен получить и сам предприниматель, и другие заинтересованные лица, например, контрагент. Если кто-то из этих лиц не согласен, то необходимо написать письменное заявление. На это дается месяц. Учтите, что заявление не должно быть голословным. Вы должны доказать, что действительно продолжаете заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии доказательств налоговая сочтет заявление голословным и закроет ИП в установленный срок.

Вы вправе обжаловать решение налоговой в течение года со дня вынесения решения. Если в последующем вы захотите вновь открыть ИП, то сможете сделать это не ранее чем через 3 года с момента принудительной ликвидации.

У меня остались вопросы о ликвидации ИП

Если информации в материале вам оказалось недостаточно, постараемся ответить и на прочие вопросы.

Я не работаю как ИП, а задолженность в ПФР и ФФОМС растет. Почему?

Помимо налогов, все индивидуальные предприниматели должны перечислять страховые взносы за себя. Уплачивать их нужно независимо от возраста и вида деятельности. При этом не имеет значение, ведет ли предприниматель деятельность и получает ли доход. После ликвидации ИП взносы начисляться не будут. Однако если вы проигнорируете уже имеющиеся задолженности, контролирующие органы начислят пени.

Налоговая отказывает принять документы, потому что у меня есть задолженность и не сдана отчетность. Что делать?

Направьте документы в налоговую почтой — заказным письмом с описью вложения и уведомлением.

В какую налоговую инспекцию нужно нести документы на закрытие ИП?

В ту, в которой состоите на учете. Довольно частая ситуация, когда ИП живет в другом городе. В таком случае придется поехать в «родную» инспекцию лично, или закрыть удаленно. Через подачу документов в электронном виде, или отправив их по почте. Не забудьте только заверить их нотариально.

А если у меня нулевая декларация? Не было никакого дохода?

Все равно декларацию придется сдавать, даже если она у нулевая.

Освобождает ли процедура закрытия от долгов перед ПФР и ФФОМС?

Нет, не освобождает. Взносы необходимо оплатить не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Очень надеемся, что мы в полной мере ответили на все ваши вопросы. Если нет — ждем вас в комментариях. Задавайте свои вопросы и делитесь публикацией, если она оказалась полезной для вас.

Добавить комментарий